Страница обновлена 28.07.2017

муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 232" г. Ярославль

Страница обновлена 28.07.2017
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 232" г. Ярославль

«Все дети талантливы?!»

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос хорошим и порядочным, вежливым, пунктуальным и трудолюбивым. Для этого и осуществляется процесс, который принято называть воспитанием.

Воспитание многие понимают, как исправление. Но ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. В нем нечего исправлять. Более детальное изучение каждого конкретного семейного случая, показывает, что многие мамы и папы, воспитывая детей, преследуют некие личные цели. То есть "подгоняют" малыша под тот образец, который им видится правильным, "исправляя" тем самым то, в чем ребенок не соответствует этому образцу.

В свою очередь, все больше современных педагогов придерживаются мысли, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей.

Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из самых важнейших задач взрослых.

Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно, как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, музыка).

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают. В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной. Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка.

Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами как:


-наблюдательность;

- разносторонняя любознательность;

- исключительная память;

- легкая обучаемость;

- широкий кругозор;

-умение хорошо излагать свои мысли

Сфера академических достижений очень широка. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:

- часто выбирает своим занятием чтение;

- использует богатый словарный запас;

- подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;

- способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;

- демонстрирует умение читать.

Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:

- проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, упорядочиванию предметов;

- проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;

- демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов;

- умение разбираться в измерении времени (часы, календари).

Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:

- внимание к предметам и явлениям;

- проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;

- частые вопросы о происхождении предметов;

- проявление большого интереса к естественно-научным опытам и экспериментам.

Если у ребенка творческое мышление, т.е. он имеет склонности к творчеству, то он:

- чрезвычайно пытлив и любознателен;

- способен не отвлекаясь заниматься интересующим его делом;

- демонстрирует высокий энергетический уровень;

- часто делает все по-своему (независим);

- проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх;

- продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения.

Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются творческими личностями.

Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребенок:

- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;


- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические фразы;

- узнает знакомые мелодии по первым звукам;

- с удовольствием поет.

Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:

- легко приспосабливается к новым ситуациям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- имеет тенденцию руководить играми;

- с легкостью общается с другими детьми.

Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок:

- проявляет большой интерес к деятельности, требующей точной моторики;

- любит движение (бег, прыжки);

- прекрасно удерживает равновесие;

- обладает исключительной для своего возраста физической силой.

У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету. Дети, обладающие подобными способностями, имеют шестое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.

Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному.

Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренность – это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего творческие, способности в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок даже может не стараться – он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить.

Одаренность проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Если родители не ответственно относятся к ребенку и его занятиям, то у него может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в каком-либо направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться – это значит создать благоприятные условия для развития одаренности. Опасны для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность.

Не секрет, что легко оценить способности, похожие на собственные, ведь ребенок несет в себе родительские гены. Но если детский дар отличен от способностей мамы и папы, то могут возникнуть трудности. Например, мама с папой большие поклонники чтения, а ребенок не проявляет к этому интереса. Первая реакция родителей – насильственное воспитание в нем интереса к чтению.

Нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ребенок не должен быть копией своих родителей, ему просто нужно помочь сформироваться. Это можно сделать, дав ему, к примеру, возможность заниматься разными видами деятельности. В дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши, пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность. Нужно посещать творческие и спортивные кружки. Ребенок должен заниматься в них добровольно. С таких несложных и игровых занятий в кружках, начинается то, что со временем превратится в умение работать с удовольствием, а не по принуждению. Для ребенка игра – это и есть работа. Дополнительные занятия, открывающие что-то новое для ребенка, должны стать нормой в семье.

Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь.

Верьте – ваш ребенок талантлив и уникален!

 

 

                                                                                           Подготовила: ст. воспитатель

                                                                                                               Федюкова В.А.

                                                                                             По материалам сети интернет