Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос хорошим и порядочным, вежливым, пунктуальным и трудолюбивым. Для этого и осуществляется процесс, который принято называть воспитанием.
Воспитание многие понимают, как исправление. Но ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. В нем нечего исправлять. Более детальное изучение каждого конкретного семейного случая, показывает, что многие мамы и папы, воспитывая детей, преследуют некие личные цели. То есть "подгоняют" малыша под тот образец, который им видится правильным, "исправляя" тем самым то, в чем ребенок не соответствует этому образцу.
В свою очередь, все больше современных педагогов придерживаются мысли, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей.
Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из самых важнейших задач взрослых.
Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно, как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, музыка).
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают. В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной. Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка.
Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами как:
-наблюдательность;
- разносторонняя любознательность;
- исключительная память;
- легкая обучаемость;
- широкий кругозор;
-умение хорошо излагать свои мысли
Сфера академических достижений очень широка. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:
- часто выбирает своим занятием чтение;
- использует богатый словарный запас;
- подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
- способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
- демонстрирует умение читать.
Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:
- проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, упорядочиванию предметов;
- проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;
- демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов;
- умение разбираться в измерении времени (часы, календари).
Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:
- внимание к предметам и явлениям;
- проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;
- частые вопросы о происхождении предметов;
- проявление большого интереса к естественно-научным опытам и экспериментам.
Если у ребенка творческое мышление, т.е. он имеет склонности к творчеству, то он:
- чрезвычайно пытлив и любознателен;
- способен не отвлекаясь заниматься интересующим его делом;
- демонстрирует высокий энергетический уровень;
- часто делает все по-своему (независим);
- проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх;
- продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения.
Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются творческими личностями.
Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребенок:
- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические фразы;
- узнает знакомые мелодии по первым звукам;
- с удовольствием поет.
Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:
- легко приспосабливается к новым ситуациям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- имеет тенденцию руководить играми;
- с легкостью общается с другими детьми.
Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок:
- проявляет большой интерес к деятельности, требующей точной моторики;
- любит движение (бег, прыжки);
- прекрасно удерживает равновесие;
- обладает исключительной для своего возраста физической силой.
У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету. Дети, обладающие подобными способностями, имеют шестое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.
Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному.
Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренность – это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего творческие, способности в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок даже может не стараться – он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить.
Одаренность проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Если родители не ответственно относятся к ребенку и его занятиям, то у него может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в каком-либо направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться – это значит создать благоприятные условия для развития одаренности. Опасны для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность.
Не секрет, что легко оценить способности, похожие на собственные, ведь ребенок несет в себе родительские гены. Но если детский дар отличен от способностей мамы и папы, то могут возникнуть трудности. Например, мама с папой большие поклонники чтения, а ребенок не проявляет к этому интереса. Первая реакция родителей – насильственное воспитание в нем интереса к чтению.
Нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ребенок не должен быть копией своих родителей, ему просто нужно помочь сформироваться. Это можно сделать, дав ему, к примеру, возможность заниматься разными видами деятельности. В дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши, пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность. Нужно посещать творческие и спортивные кружки. Ребенок должен заниматься в них добровольно. С таких несложных и игровых занятий в кружках, начинается то, что со временем превратится в умение работать с удовольствием, а не по принуждению. Для ребенка игра – это и есть работа. Дополнительные занятия, открывающие что-то новое для ребенка, должны стать нормой в семье.
Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь.
Верьте – ваш ребенок талантлив и уникален!
Подготовила: ст. воспитатель
Федюкова В.А.
По материалам сети интернет